Скопин-Народ (Скопинская Правда)

Форум для жителей Скопинского района, города Скопина, всех наших Земляков и Друзей во всем мире!!! НОВОСТИ. ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ПРОБЛЕМЫ. НАША С ВАМИ ЖИЗНЬ и ПРОСТО ОБЩЕНИЕ. (18+)

Уважаемые Гости и посетители Форума! Создавайте свои темы и Форумы по своим интересам! Просьба соблюдать этикет! Не надо хамства и оскорблений... этого и на улицах хватает. Ребята! Давайте жить дружно...

Февраль 2018

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Календарь Календарь

RSS-каналы


Yahoo! 
MSN 
AOL 
Netvibes 
Bloglines 

Кто сейчас на форуме

Сейчас посетителей на форуме: 4, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 4

Нет


Больше всего посетителей (30) здесь было Пн Фев 12, 2018 5:54 am


    Россия казацкая - 2. Рязанские и мещерские казаки.

    Поделиться
    avatar
    Admin
    Admin

    Сообщения : 4041
    Очки : 16001
    Репутация : 21
    Дата регистрации : 2012-01-27
    Возраст : 59
    Откуда : Россия. Рязанская область. г. Скопин

    Россия казацкая - 2. Рязанские и мещерские казаки.

    Сообщение автор Admin в Сб Июл 29, 2017 12:04 pm

    Россия казацкая - 2. Рязанские и мещерские казаки.
    Оригинал взят у danieldefo в Россия казацкая - 2. Рязанские и мещерские казаки.
    Несмотря на бешенный батхерт протест некоторых отчаянных киевских домохозяек отдельных спильнотников, продолжу повествование о Руси-России казацкой.


    Историки до сих пор спорят о происхождении казаков. Существует несколько гипотез, которые можно условно разделить на "тюркскую", "хазаро-кавказскую" и "славянскую". Сторонником первой был известный русский историк Г.В. Вернадский, второй - русский историк, основатель "теории пассионарности" Л.Н. Гумилев, славянскую теорию отстаивал известный украинский историк В.М. Литвин. Есть еще "вятская" теория, которую обосновал Евграф Петрович Савельев, известный историк донского казачества.

    По моему скромному мнению, "истина лежит где то рядом". Вольные сообщества православных касогов и ясов (черкесов и осетин), называемых иначе "черкасы", смесь беглых славян с торками и берендеями - бродники, вольные ватаги вятских ушкуйников, хлыновцы, а так же половцы, ногаи, беглые русские и руськие люди, все они приняли участие в этногенезе казачества. Одно безусловно, казаки - это русский субэтнос, с русским языком, хотя и перенасыщенным тюркизмами, с православной верой, который со временем превратился в отдельное сословие в составе Ржечи посполитой и Российской Империи.

    Как бы то ни было, вторая составляющая возникновения казачества - это татаро-монгольское нашествие на Русь, с возникновением пустых пространств, малоподчиненных кому бы то ни было и от того очень привлекательных для любителей воли, свободной жизни, и лихих разбойничьих набегов. Однако формирование казачества связано с ослаблением и последующим расколом Орды. С 40—х годов XV в. казачество становится регулярно упоминаемым в источниках (у Самарканди, в Никоновской и Ермолинской летописях и других источниках). Изначально казаки, как и ушкуйники, в основном промышляли набегами и разбоем, без особого деления на кого нападать, - на татар или на русских православных. Бродники еще в 13 веке выступали в сражениях на стороне Орды (хотя уже тогда были православными), то же самое можно сказать и о касогах и ясах. Однако, русские князья быстро поняли, что эту силу можно использовать для охраны русского пограничья с осколками Орды.

    Я не буду касаться в посте истории возникновения днепровского казачества. Украинские камрады, для которых я в первую очередь и стараюсь, знают эту историю гораздо лучше меня. Могу только предположить, что упоминания о Днепровском, Донском, Мещерском, Терском и Рязанском казачестве появились примерно в одно время.

    В Руси-России первые упоминания о казачестве связаны именно с рязанскими казаками, с 1444 года, принявшими участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою..


    Рязанское княжество, первоначально Муромо-Рязанское, выделилось из Черниговского княжества в 12 веке. Изначально эта земля была населена финской муромой, однако была активно колонизирована славянами, преимущественно северянами и их ответвлением, вятичами. В 15 веке Рязанское княжество осталось одним из немногих, независимых от Московского. Именно оно стало убежищем для хлыновской вольницы, когда в Вятскую вечевую республику пришла москва.

    В конце XV века вольная Вятская вечевая республика ушкуйников с выборными воеводами, ватаманами и попами в ходе нескольких военных походов была взята под контроль Москвы (в 1459 и 1489 годах). Часть населения бежала, часть была расселена на южной границе России. Те и другие вполне могли стать основанием казачества Дона, Волги и даже Днепра (именно поэтому мой первый пост и был о хлыновцах).

    В Рязанском княжестве хлыновцы осели на юге. Там же, вероятно, они смешались с черкассами (полутюркским-полукавказским православным населением низовьев Дона, бежавших ранее от татарского нашествия, образовав особую общость - казаков. Вот что пишет по этому поводу историк донского казачества Савельев:
    В 1520 году Москва, окрепнув от разорительного и унизительного татарского рабства, начала завоевательную политику по отношению соседних княжеств и покорила, между прочим, своей власти обширное и вольное Рязанское княжество, населенное в южной части преимущественно казаками, потомками оттесненных с Дона на север татарскими полчищами Черкас.
    Казаки эти наиболее густо селились в местности, называемой Червленным Яром, и, видимо, находились в постоянном общении с Донцами, Гребенцами и Волжцами, с которыми нередко соединялись для речных и даже морских разбоев.
    Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор резкие особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами. В песнях рязанцев, некоторых обычаях и особенно в фамилиях наблюдается удивительное сходство с Донцами и Гребенцами. Это обстоятельство тем более поразительно, что между Рязанью и Доном, не говоря уже про Кавказ, лежат целых две губернии, население которых ничего общего, по приведенным признакам, не имеет с казаками.
    Из этого можно смело вывести заключение, что древнее население Рязани главным образом состояло из казаков, известных впоследствии под именем Рязанских...."(с)


    В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман. Старинный русский историк В. О. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из дву мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены»
     

    В этот же период (конец 15. нач. 16 века) рязанские и донские казаки расселяются и на Яик, дав начало Уральскому (Яицкому) казачеству. Родоначальником уральских казаков полагают полумифического атамана Василия Гугню, по одним источникам донского казака, по другим - ушкуйника-хлыновца (или рязанца).

    В середине 16 века, после присоединения Рязанского княжества к Москве, остатки рязанских казаков уходят на Волгу и на Терек, где дают начало Волжскому и Терскому (Гребенскому) казачеству. Хотя Савельев выводит терских казаков из старого православного населения Кавказа, он признает факт переселения части рязанцев на Терек:
    Держась морского берега, казаки скоро достигли устья Терека, поднялись по реке вверх на 150 верст и соединившись с коренными обитателями гребней – Кабардинцами, Черкасами и Кумыками, осели прочно на Кавказе, построив по старому обычаю укрепленные городки, развалины которых видны и до настоящего времени по левому берегу Терека.



    Впрочем, сделавшись гребенскими казаками, Рязанцы не могли забыть своих родных мест и их всегда тянуло к единоверному Московскому государству, завладевшему старой Рязанью. Переселенцы постоянно поддерживали связь с Донцами и особенно с Волжцами, а через них – и с Москвой.

    Примерно в это же время начинаются первые упоминания о казаках на Волге.


    _________________
    Администратор Сайта и Форума "Скопин-Народ" - Сергей Мохов

      Текущее время Пн Фев 19, 2018 5:50 pm