Рязань, которую мы потеряли?
.jpg" style="width: 600px;height: 450px" alt=""/>
Дома ветшают, разрушаются, исчезают... Город теряет свой самобытный исторический облик
Каждый раз, оказавшись на улице Салтыкова-Щедрина, я чувствую, как щемит сердце при виде уже совсем ветхих деревянных домиков, пригнувшихся к земле, будто присевших перед грустной дорогой в небытие. Сколько им еще осталось?! Время камень не жалеет, не то, что дерево. Замедляю шаг. Всматриваюсь в фасады. Пробираюсь сквозь плесень и многолетнюю въевшуюся пыль к почерневшему декоративному орнаменту и каждый раз удивляюсь мастерству далеких зодчих, умевших «плести» такие тонкие деревянные кружева.
От города к городу ходили артели плотников с топорами за поясом, создавая это резное великолепие, как на ул. Пожалостина.
В них гармонично уживались и строитель, и художник, поскольку они считали, что жилье должно быть не только удобным, но и красивым. Мы не знаем фамилий этих мастеров, но под всеми их работами можно поставить одно имя – Россия. Они создавали ее самобытный облик, не похожий ни на одну страну мира.
Когда-то Русь была сплошь деревянная. Теперь только в сказках остались расписные деревянные терема, светелки, избушки… Но в провинциальных городах, где жизнь запаздывает за столицей, еще сохранились то там, то здесь одиноко стоящие уцелевшие деревянные постройки. Кто-то, проходя мимо, удивляется: почему эту рухлядь еще не снесли? Кто-то, как я, завидев уцелевший островок старой Рязани, радуется дошедшей до нас истории.
Улица Салтыкова-Щедрина – единственная в Рязани «деревянная» улица. И вроде как является памятником истории города, вроде как все строения на ней неприкосновенны. Это правда. Сколько живу, не помню, чтобы к ним прикасалась рука реставратора. Дома ветшают, разрушаются, исчезают, и вместо одного из символов старого губернского города улица превращается в символ запустения. Похоже, власти давно махнули на нее рукой и только ждут, когда, наконец, освободится место под современное строительство. Центр города! Лакомый кусок.
В последнее время все чаще читаю и слышу в местных СМИ, что Рязань хотят превратить в один из туристических центров, строятся удобные гостиницы. А показывать в городе что, кроме кремля? Когда мы выезжаем за границу на экскурсию, куда устремляемся? В новостройки? Нет же. Обязательно спешим побродить по старым улицам Праги, Варшавы, Парижа… там, где живет история страны, где чувствуется ее характер, дух, самобытность.
Как-то ко мне приехали родственники из Прибалтики. Гуляем по улицам – никакого интереса к городу, пока не свернули на Салтыкова-Щедрина. И тут защелкал фотоаппарат, выхватывая то один, то другой фрагмент деревянных украшений.
– Что же вы делаете, как вы до такого состояния дома довели? Это же ценность какая! – возмущался мой родственник, а он был капитаном дальнего плавания, мир повидал. – У нас в Литве стоит какой-то древней щепке из земли выглянуть, ее тут же изгородью обнесут, табличку прикрепят и станут экскурсии водить, показывать историю страны.
В 1990-е годы работал в Рязани замечательный архитектор Владимир Сытых, который немало сделал для нашего города. И имя его было у всех на слуху. Хотя бы за один театр кукол и часовню в кремле. Он очень бережно относился к историческому центру города, всегда был противником строительства здесь высотных зданий. Предвидя горькую участь деревянных построек, мечтал лучшие свезти на Остров и организовать на берегу Трубежа музей деревянного зодчества под открытым небом. В нищие 90-е денег на это не было. А в богатые нулевые не стало самого Владимира Сытых. И его мечта так и осталась мечтой, никем не подхваченной.
А ведь такие музеи есть. В одном из них я была. Устроен он в большом лесном парке в Риге и назван музеем этнографии. Сюда со всей Латвии свезены деревянные дома, амбары, мельницы, церкви, корчма, целые усадьбы… – 118 построек на площади в 100 гектаров. Они очень простенькие, не отмечены таким замысловатым узорочьем, как у нас, но они дороги латышскому народу, потому что это их прошлое, как здесь говорят: хранилище уходящей старины. В каждом строении внутри показан быт его прежних обитателей. Чтобы все обойти и посмотреть, понадобится целый день. Здесь можно познакомиться с ремеслами, отведать блюда национальной кухни. Музей живет, приносит деньги.
Мы в отличие от других государств, больших и малых, еще не научились так использовать памятники старины экономически, зарабатывать на них деньги. А значит, воспринимаем их как некую обузу. И в лучшем случае ждем, когда они сами разрушатся, как дом сестер Хвощинских, в худшем – втихаря уничтожаем. Ту же улицу Салтыкова-Щедрина можно было бы сделать пешеходной, остановить по ней движение машин. Да что машин – остановить само время в веке XIX. Отреставрировать хотя бы фасады домов, зажечь старинные фонари, разместить кучу кафешек с русской кухней, музеи ремесел, устраивать ярмарки… Только все это теперь выглядит маниловщиной. Кризис! Да и не знаю я, возможно ли восстановление многих строений? Упустили время, деньги.
Но зато они нашлись, чтобы уродовать город. Какую же голову надо иметь, чтобы воздвигнуть высотку в малоэтажной старой Рязани на углу улиц Подгорной и Свободы?! Эту «каланчу» на высоком постаменте, которая задавила собой всю близлежащую территорию и милый деревянный домик с башенкой по соседству, кусочек городской эстетики дореволюционной Рязани, ее милое украшение.
Как будто нельзя сочетать прогресс материальной культуры с бережливым отношением к старине! Как будто лучшее будущее должно и может родиться только при условии полного уничтожения прошлого! Впечатление такое, что сейчас может появиться что угодно и где угодно. Да есть ли в городе архитектор? Сколько неинтересных, порой нелепых и пошлых зданий построено за эти годы. Рязань превращается в безликую среднестатистическую градостроительную единицу. Не потому ли пять лет назад Министерство культуры России исключила ее из списка старинных городов страны. Это Рязань с многовековой историей! Если что-то и выделяет сегодня ее самобытный образ среди своих собратьев – так это сохранившиеся единичные архитектурные памятники прошлого, среди которых и резные деревянные строения.
Не знаю, как спасти их от окончательного разрушения. Я – не специалист. Может, хоть промазать чем-то снаружи до лучших времен, чтобы совсем не превратились в труху? Медленно и односильно продолжает тянуться «реставрационная телега», если не остановилась совсем.
Пальцев на руках не хватит, чтобы посчитать, сколько сегодня за день с разных трибун произносится слово «патриотизм». Только все это пустое, если, например, из половины окон школы №39 виден обгоревший остов деревянного дома с уникальнейшим резным украшением, повторить которое вряд ли возможно.
Не сберегли и рукой махнули – не велика потеря. А патриотизм – это, прежде всего, память. А память – это совесть. Совесть перед собою, перед современниками, перед поколениями, прошедшими по родной земле, перед будущим. Через совесть лежит путь к национальному самосознанию, любви к Отечеству. Она заставляет знать и ценить историю, красоту, созданную руками наших славных предков.
Как-то на улице Салтыкова-Щедрина увидела сценку. Малыш с любопытством водил пальчиком по резным украшениям дома, исследовал орнамент. Он учился любить свою Родину.
Дома ветшают, разрушаются, исчезают... Город теряет свой самобытный исторический облик
.jpg)
Каждый раз, оказавшись на улице Салтыкова-Щедрина, я чувствую, как щемит сердце при виде уже совсем ветхих деревянных домиков, пригнувшихся к земле, будто присевших перед грустной дорогой в небытие. Сколько им еще осталось?! Время камень не жалеет, не то, что дерево. Замедляю шаг. Всматриваюсь в фасады. Пробираюсь сквозь плесень и многолетнюю въевшуюся пыль к почерневшему декоративному орнаменту и каждый раз удивляюсь мастерству далеких зодчих, умевших «плести» такие тонкие деревянные кружева.
.jpg)
От города к городу ходили артели плотников с топорами за поясом, создавая это резное великолепие, как на ул. Пожалостина.
.jpg)
В них гармонично уживались и строитель, и художник, поскольку они считали, что жилье должно быть не только удобным, но и красивым. Мы не знаем фамилий этих мастеров, но под всеми их работами можно поставить одно имя – Россия. Они создавали ее самобытный облик, не похожий ни на одну страну мира.
Когда-то Русь была сплошь деревянная. Теперь только в сказках остались расписные деревянные терема, светелки, избушки… Но в провинциальных городах, где жизнь запаздывает за столицей, еще сохранились то там, то здесь одиноко стоящие уцелевшие деревянные постройки. Кто-то, проходя мимо, удивляется: почему эту рухлядь еще не снесли? Кто-то, как я, завидев уцелевший островок старой Рязани, радуется дошедшей до нас истории.
Улица Салтыкова-Щедрина – единственная в Рязани «деревянная» улица. И вроде как является памятником истории города, вроде как все строения на ней неприкосновенны. Это правда. Сколько живу, не помню, чтобы к ним прикасалась рука реставратора. Дома ветшают, разрушаются, исчезают, и вместо одного из символов старого губернского города улица превращается в символ запустения. Похоже, власти давно махнули на нее рукой и только ждут, когда, наконец, освободится место под современное строительство. Центр города! Лакомый кусок.
В последнее время все чаще читаю и слышу в местных СМИ, что Рязань хотят превратить в один из туристических центров, строятся удобные гостиницы. А показывать в городе что, кроме кремля? Когда мы выезжаем за границу на экскурсию, куда устремляемся? В новостройки? Нет же. Обязательно спешим побродить по старым улицам Праги, Варшавы, Парижа… там, где живет история страны, где чувствуется ее характер, дух, самобытность.
Как-то ко мне приехали родственники из Прибалтики. Гуляем по улицам – никакого интереса к городу, пока не свернули на Салтыкова-Щедрина. И тут защелкал фотоаппарат, выхватывая то один, то другой фрагмент деревянных украшений.
– Что же вы делаете, как вы до такого состояния дома довели? Это же ценность какая! – возмущался мой родственник, а он был капитаном дальнего плавания, мир повидал. – У нас в Литве стоит какой-то древней щепке из земли выглянуть, ее тут же изгородью обнесут, табличку прикрепят и станут экскурсии водить, показывать историю страны.
В 1990-е годы работал в Рязани замечательный архитектор Владимир Сытых, который немало сделал для нашего города. И имя его было у всех на слуху. Хотя бы за один театр кукол и часовню в кремле. Он очень бережно относился к историческому центру города, всегда был противником строительства здесь высотных зданий. Предвидя горькую участь деревянных построек, мечтал лучшие свезти на Остров и организовать на берегу Трубежа музей деревянного зодчества под открытым небом. В нищие 90-е денег на это не было. А в богатые нулевые не стало самого Владимира Сытых. И его мечта так и осталась мечтой, никем не подхваченной.
А ведь такие музеи есть. В одном из них я была. Устроен он в большом лесном парке в Риге и назван музеем этнографии. Сюда со всей Латвии свезены деревянные дома, амбары, мельницы, церкви, корчма, целые усадьбы… – 118 построек на площади в 100 гектаров. Они очень простенькие, не отмечены таким замысловатым узорочьем, как у нас, но они дороги латышскому народу, потому что это их прошлое, как здесь говорят: хранилище уходящей старины. В каждом строении внутри показан быт его прежних обитателей. Чтобы все обойти и посмотреть, понадобится целый день. Здесь можно познакомиться с ремеслами, отведать блюда национальной кухни. Музей живет, приносит деньги.
Мы в отличие от других государств, больших и малых, еще не научились так использовать памятники старины экономически, зарабатывать на них деньги. А значит, воспринимаем их как некую обузу. И в лучшем случае ждем, когда они сами разрушатся, как дом сестер Хвощинских, в худшем – втихаря уничтожаем. Ту же улицу Салтыкова-Щедрина можно было бы сделать пешеходной, остановить по ней движение машин. Да что машин – остановить само время в веке XIX. Отреставрировать хотя бы фасады домов, зажечь старинные фонари, разместить кучу кафешек с русской кухней, музеи ремесел, устраивать ярмарки… Только все это теперь выглядит маниловщиной. Кризис! Да и не знаю я, возможно ли восстановление многих строений? Упустили время, деньги.
Но зато они нашлись, чтобы уродовать город. Какую же голову надо иметь, чтобы воздвигнуть высотку в малоэтажной старой Рязани на углу улиц Подгорной и Свободы?! Эту «каланчу» на высоком постаменте, которая задавила собой всю близлежащую территорию и милый деревянный домик с башенкой по соседству, кусочек городской эстетики дореволюционной Рязани, ее милое украшение.
.jpg)
Как будто нельзя сочетать прогресс материальной культуры с бережливым отношением к старине! Как будто лучшее будущее должно и может родиться только при условии полного уничтожения прошлого! Впечатление такое, что сейчас может появиться что угодно и где угодно. Да есть ли в городе архитектор? Сколько неинтересных, порой нелепых и пошлых зданий построено за эти годы. Рязань превращается в безликую среднестатистическую градостроительную единицу. Не потому ли пять лет назад Министерство культуры России исключила ее из списка старинных городов страны. Это Рязань с многовековой историей! Если что-то и выделяет сегодня ее самобытный образ среди своих собратьев – так это сохранившиеся единичные архитектурные памятники прошлого, среди которых и резные деревянные строения.
Не знаю, как спасти их от окончательного разрушения. Я – не специалист. Может, хоть промазать чем-то снаружи до лучших времен, чтобы совсем не превратились в труху? Медленно и односильно продолжает тянуться «реставрационная телега», если не остановилась совсем.
Пальцев на руках не хватит, чтобы посчитать, сколько сегодня за день с разных трибун произносится слово «патриотизм». Только все это пустое, если, например, из половины окон школы №39 виден обгоревший остов деревянного дома с уникальнейшим резным украшением, повторить которое вряд ли возможно.
.jpg)
Не сберегли и рукой махнули – не велика потеря. А патриотизм – это, прежде всего, память. А память – это совесть. Совесть перед собою, перед современниками, перед поколениями, прошедшими по родной земле, перед будущим. Через совесть лежит путь к национальному самосознанию, любви к Отечеству. Она заставляет знать и ценить историю, красоту, созданную руками наших славных предков.
Как-то на улице Салтыкова-Щедрина увидела сценку. Малыш с любопытством водил пальчиком по резным украшениям дома, исследовал орнамент. Он учился любить свою Родину.
» Массовое размещение объявлений на 450 досках
» Что делать, если силовики остановили вас на улице и требуют показать содержимое телефона
» ДВУГЛАВЫЙ СКОПИНСКИЙ ОРЕЛ... или просто трата бюджета….
» Как поступить, если отказано в возбуждении уголовного дела? Бездействие сотрудников ОВД
» Сначала очистите сосуды, а уже потом лечите гипертонию и инсульт.
» ВЛАСТЬ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ.
» Можно ли сжигать мусор на своем участке? Отвечает юрист
» Досрочная страховая пенсия по старости: анализ отказов в 2019 году