Владимир Путин поручил правительству подготовить единую концепцию школьного курса отечественной истории к 1 декабря нынешнего года. Премьеру Медведеву не позавидуешь. Учебники, как ранее указывал Путин, должны быть интересными и при этом не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это задача, которую нельзя выполнить честно.
Россия — страна с противоречивыми взаимоотношениями между сословиями и народами, что не может не порождать разные, иногда противоположные взгляды на события прошлого. Одна и та же дата может быть праздником для одной части общества и днем траура для другой. Например, 23 февраля — это день сталинской депортации чеченского народа и День защитника отечества. Даже отношение к таким отдаленным во времени событиям, как подчинение Твери, Новгорода и Казани Москве, — разное в разных регионах страны.
Преподавание истории в школе — непростая проблема. Это не только школьная дисциплина, которая дает ученикам основные знания о прошлом. Французский историк Марк Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» писал, что освещение истории в школе отражает мнение общества о себе. Вместе с семейными преданиями и иной информацией о прошлом оно создает коллективную память. Учителям не следует смотреть на детей свысока, считать себя носителями истины. Они должны пробуждать мысль школьников, стимулировать тягу к изучению истории страны через прошлое семьи, отдельных артефактов, родного города или деревни.
Тем не менее единая концепция преподавания отечественной истории в школе все-таки возможна. Возможна именно в том случае, если она не навязывает единую точку зрения на прошлое и не шельмует альтернативные взгляды.
Авторитетные историки должны доказать первым лицам государства, что в преподавании предмета в школе (да и в вузах) пора отойти от государствоцентричной картины прошлого. В центре внимания должна быть жизнь больших и небольших групп населения, даже отдельных семей и личностей, важно показать изменения в судьбах людей, вызванные великими и трагическими событиями истории, политикой государства. Новые принципы преподавания истории должны предполагать объективность, основанную на детальном изучении источников. Следует честно отразить ошибки государственной политики, преступления власти и ее представителей против граждан, социальных групп и целых народов, рассказать о мужестве одиночек и небольших сообществ, сопротивлявшихся террору, поднимавших голос против несправедливости. Это страховка от тиражирования прежних ошибок в настоящем и будущем. Красивая ложь о светлом прошлом, не объясняющая причин поражений и трагедий страны, подходит для мифотворчества, но она плохой фундамент для крепкой национальной идентификации. Ложь официальной историографии, отмечает Ферро, приводит к ее столкновению с коллективной памятью, порождает недоверие к государству и научному знанию.
Есть опасность, что правительство и часть историков воспримут слова главы государства как госзаказ на новое издание «Краткого курса истории ВКП(б)» (отредактированная Сталиным мифологизированная история партии, обязательная к изучению в СССР). Повторимся: честно эту задачу решить нельзя. Да и навязать людям нечестную книгу в современной России тоже нельзя.
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/11539571/nekratkij_kurs
Россия — страна с противоречивыми взаимоотношениями между сословиями и народами, что не может не порождать разные, иногда противоположные взгляды на события прошлого. Одна и та же дата может быть праздником для одной части общества и днем траура для другой. Например, 23 февраля — это день сталинской депортации чеченского народа и День защитника отечества. Даже отношение к таким отдаленным во времени событиям, как подчинение Твери, Новгорода и Казани Москве, — разное в разных регионах страны.
Преподавание истории в школе — непростая проблема. Это не только школьная дисциплина, которая дает ученикам основные знания о прошлом. Французский историк Марк Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» писал, что освещение истории в школе отражает мнение общества о себе. Вместе с семейными преданиями и иной информацией о прошлом оно создает коллективную память. Учителям не следует смотреть на детей свысока, считать себя носителями истины. Они должны пробуждать мысль школьников, стимулировать тягу к изучению истории страны через прошлое семьи, отдельных артефактов, родного города или деревни.
Тем не менее единая концепция преподавания отечественной истории в школе все-таки возможна. Возможна именно в том случае, если она не навязывает единую точку зрения на прошлое и не шельмует альтернативные взгляды.
Авторитетные историки должны доказать первым лицам государства, что в преподавании предмета в школе (да и в вузах) пора отойти от государствоцентричной картины прошлого. В центре внимания должна быть жизнь больших и небольших групп населения, даже отдельных семей и личностей, важно показать изменения в судьбах людей, вызванные великими и трагическими событиями истории, политикой государства. Новые принципы преподавания истории должны предполагать объективность, основанную на детальном изучении источников. Следует честно отразить ошибки государственной политики, преступления власти и ее представителей против граждан, социальных групп и целых народов, рассказать о мужестве одиночек и небольших сообществ, сопротивлявшихся террору, поднимавших голос против несправедливости. Это страховка от тиражирования прежних ошибок в настоящем и будущем. Красивая ложь о светлом прошлом, не объясняющая причин поражений и трагедий страны, подходит для мифотворчества, но она плохой фундамент для крепкой национальной идентификации. Ложь официальной историографии, отмечает Ферро, приводит к ее столкновению с коллективной памятью, порождает недоверие к государству и научному знанию.
Есть опасность, что правительство и часть историков воспримут слова главы государства как госзаказ на новое издание «Краткого курса истории ВКП(б)» (отредактированная Сталиным мифологизированная история партии, обязательная к изучению в СССР). Повторимся: честно эту задачу решить нельзя. Да и навязать людям нечестную книгу в современной России тоже нельзя.
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/11539571/nekratkij_kurs
Чт Янв 28, 2021 11:43 am автор Anton
» Услышав эти слова, бросайте трубку! Новая эра обмана
Ср Сен 16, 2020 5:23 pm автор Вячеслав Дмитриевич
» Массовое размещение объявлений на 450 досках
Вт Сен 15, 2020 1:14 am автор Sergey
» Что делать, если силовики остановили вас на улице и требуют показать содержимое телефона
Вс Авг 25, 2019 5:28 pm автор Admin
» ДВУГЛАВЫЙ СКОПИНСКИЙ ОРЕЛ... или просто трата бюджета….
Чт Июл 25, 2019 8:12 pm автор Admin
» Как поступить, если отказано в возбуждении уголовного дела? Бездействие сотрудников ОВД
Сб Июл 20, 2019 11:48 am автор Admin
» Сначала очистите сосуды, а уже потом лечите гипертонию и инсульт.
Сб Июн 15, 2019 8:40 am автор Admin
» ВЛАСТЬ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ.
Сб Июн 08, 2019 5:44 am автор Максим430
» Можно ли сжигать мусор на своем участке? Отвечает юрист
Ср Июн 05, 2019 10:48 pm автор Admin